Образование
Реализуемые уровни образования в ДОУ — дошкольное.
Форма обучения — очная.
Нормативный срок обучения — 5 лет.
Срок действия государственной аккредитации — просмотреть.
Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
При реализации образовательной программы не используется электронное обучения и дистанционные образовательные технологии.
Образовательной программой не предусмотренно прохождение практики.
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Ивушка» построена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
Образовательная программа МБДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с 2 мес. и до достижения воспитанниками на 01 сентября текущего года возраста необходимого для обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, достижение воспитанниками готовности к школе.
Полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности осуществляется посредством реализации комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.В. Вераксы.
В целях обеспечения равного старта для детей с речевой патологией в МБДОУ используются следующие программы и пособия:
Программа логопедической работы по преодолению фонематического недоразвития речи у детей» Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой.
Реализация части программы, формируемой участниками образовательного процесса, обеспечивается с помощью парциальных программ:
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста » О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Региональная программа «Приключения Светофора» (в дополнение к разделу «Безопасность»). Региональная программа «Ребенок в социуме» Р.М.Чумичевой.
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
- установление партнерских отношений;
- анкетирование, опрос;
- педагогическое просвещение родителей;
- общие и групповые родительские собрания;
- совместные досуги;
- образование родителей: «Школа для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы);
- совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, выставок творческих работ;
- ведение страничек для родителей на сайте МБДОУ.
Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе:
- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
- ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
- неформальных бесед о вопросах воспитания и развития детей или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Ивушка», разработанная на основе ФГОС ДО, основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальных программ и методик и обеспечивает развитие детей в возрасте от 2мес. до 8 лет:
- Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушакова О.С.
- Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» Куцакова Л.В.
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина
- Программа «Юный эколог» С.Н. Николаева
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыкова .
- «Ознакомление детей с народным искусством» О.А. Соломенникова
- Программа «Физическая культура в детском саду» Л.И. Пензулаева
- Программа «Математические ступеньки» Е.В.Колесникова
- Программа «Ладушки» И.С. Каплунова, Т.Н. Доронова
- Программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» Е.В. Колесникова
- Программа «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова
- Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» С.В.Крюкова, Н.И. Донскова
- Программа «Цветик-семицветик» Н.Ю.Куражева
- Программа «Коррекция нарушения речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева
- Программа «Три сигнала светофора» Т.Ф.Саулина
- Программа «Красота, радость , творчество» Т.С.Комарова
- Программа «Теремок» И.А.Лыкова
Аннотации к рабочим программам c приложением рабочих программ
Общая численность воспитанников МБДОУ «Детский сад «Ивушка». составляет- 107 человек, «Детский сад «Лучик» – филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка» -39 чел, МБДОУ «Детский сад «Ивушка» ст. Обливская – 46 человек, МБДОУ «Детский сад «Ивушка» п. Средний Чир – 22 ребенка.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с:
Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочей программой воспитания МБДОУ «Детский сад «Ивушка»
Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим требования к организации непрерывной организованной образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад «Ивушка». Продолжительность учебного года и каникул, количество и продолжительность непосредственно образовательной деятельности, объём образовательной нагрузки, продолжительность совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников в течение дня, недели, учебного года во всех возрастных группах ДОУ определены календарным графиком. График составлен в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 1.2.3685-21)
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в ДОУ. Образовательная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 ФГОС.
Сведения о численности воспитанников МБДОУ «Детский сад «Ивушка» по реализуемым образовательным программам за счёт бюджетных ассигнований местных бюджетов
Наименование программы | Срок освоения программы | Группы и (или) возраст детей | Количество детей |
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. | 5 лет | Разновозрастная группа от 2 мес. Разновозрастная группа старше 3 лет. Комбинированная группа | 38
47 22 |
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально по разработанной АООП (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, п.4).
- В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», в целях обеспечения доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад «Ивушка» проведены мероприятия по созданию безбарьерной архитектурной среды:
— Вход в здание ДОУ оборудован пандусом. - Приказом МБДОУ «Детский сад «Ивушка» от 15.10.2015 года создан и действует консультационный центр для детей, непосещающих ДОУ. Консультативную и практическую помощь оказывают специалисты центра: заведующий Гарапшина Ю.Н., педагог-психолог Герасимова М.В., учитель-логопед Дундукова Т.В., старший воспитатель Ковалева Е.П.
Формами социально-педагогического сопровождения участников образовательных отношений являются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, просвещение (формирование социальной культуры, развитие социально-педагогической компетентности.
- В целях подготовки педагогических работников к работе в условиях обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ проведена следующая работа:
-пройдены курсы повышения квалификации председателем консультационного центра учителем-логопедом Дундуковой Т.В., тьютором Хренковой Е.С.
— Вопросы, касающиеся условий обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ рассматриваются на совещаниях при заведующем, родительских собраниях, а также информация о них размещается на сайте.
В МБДОУ «Детский сад «Ивушка» на 01.06.2025г. количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов составляет 9 человек.
Методическая копилка
Информация об обеспечении возможности получения воспитания и образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.11.2013 года № 185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09. 2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013 N 30242).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) (Зарегистрирован Минюстом России 14.11.2013 г. Регистрационный N 30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 апреля 2014 г. N 293 г. Москва «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад «Ивушка» рассматривается создание условий для воспитания и образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
Для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, педагоги и психологи МБДОУ «Детский сад «Ивушка» готовы обеспечить особые условия.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Лица с ОВЗ – большая и полиморфная по составу группа, состоящая из лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными и комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями, часть из них имеет инвалидность.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) — это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие), с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с соматическими нарушениями и другие, в том числе дети-инвалиды. К данной категории могут быть отнесены лица, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения (воспитания).
Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
— использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
— специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
— обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ статья 79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, п.3).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ статья 79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, п.4).
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», в целях обеспечения доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад «Ивушка» были проведены следующие мероприятия по созданию безбарьерной архитектурной среды:
— Вход в здание ДОУ оборудован пандусом.
Приказом МБДОУ «Детский сад «Ивушка» от 15.10.2015 года создан и действует консультационный центр для детей, непосещающих ДОУ. Консультативную и практическую помощь оказывают специалисты центра: заведующий Гарапшина Ю.Н., педагог-психолог Токарева Е.Г., учитель-логопед Дундукова Т.В., старший воспитатель Буланова С.И., старший воспитатель Е.В. Демидова
К основным формам психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад «Ивушка» относятся:
1. Диагностика.
2. Коррекция и профилактика адаптивных нарушений.
3. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.
4. Работа по индивидуальным учебным планам.
5. Коррекционная работа по индивидуальным программам.
6. Организация образовательного процесса по адаптированным программам.
Формами социально-педагогического сопровождения участников образовательных отношений являются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, просвещение (формирование социальной культуры, развитие социально-педагогической компетентности.
В целях подготовки педагогических работников к работе в условиях обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ проведена следующая работа:
— пройдены курсы повышения квалификации председателем консультационного центра учителем-логопедом Дундуковой Т.В. от 12.10.2017 года по программе «Использование в работе специалистов психолого-медико-педагогических комиссий новых классификаций и критериев для формирования заключений».
На данный момент МБДОУ «Детский сад «Ивушка» посещает 1 ребенок -инвалид.
Вопросы, касающиеся условий обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ рассматриваются на совещаниях при заведующем, родительских собраниях, а также информация о них размещается на сайте.